Так повелось у россиян: в трудные времена они не только не опускают руки, а, наоборот, мобилизуют все силы, реализуют все возможности, ищут и находят новые пути для преодоления препон и достижения высоких результатов. Это правило было подтверждено на расширенном заседании коллегии Федеральной миграционной службы. Коллегия впервые в практике ФМС России проводилась как видеоконференция.
С докладом на коллегии выступил директор ФМС России Константин Олегович РОМОДАНОВСКИЙ. В работе коллегии принимали участие заместитель председателя Правительства РФ Александр Дмитриевич ЖУКОВ, представители Администрации Президента РФ, депутаты Госдумы и Совета Федерации, руководители и представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Участвовали в заседании руководители субъектов РФ, начальники территориальных органов ФМС России и милиции общественной безопасности органов внутренних дел.
Говоря о проделанной работе, директор ФМС подчеркнул, что деятельность службы в прошедшем году осуществлялась в соответствии с установками Президента РФ, решениями правительства и Совета безопасности. Существенно повышен уровень управленческой деятельности, вертикаль ФМС стала более мобильной и эффективной. Впервые за последнее десятилетие удалось достичь почти 70-процентного замещения естественной убыли населения миграционным приростом.
Устранение ограничительных мер и ненужных формальностей наряду с внедрением новых форм работы, в том числе по принципу "единого окна", способствовало в значительной степени наведению порядка в этой сфере, существенной декриминализации "теневого" сектора иностранной рабочей силы.
В докладе было также отмечено, что существенно увеличилось количество разрешений, выданных на работу иностранным гражданам. При этом в бюджет поступило 2,6 миллиарда рублей в виде госпошлины. Несомненно, приобретение патента на работу у физических лиц в будущем повысит поступление в бюджет средств. Такой закон скоро будет рассмотрен в Госдуме. Сейчас в жестких условиях кризиса на фоне возникшей напряженности на рынке труда особого внимания со стороны службы требует поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов. Для этого прежде всего необходимо совершенствование громоздкого механизма квотирования. Для реального сектора промышленности, производства, где явно ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих.
Несмотря на то что важнейшие функции в области занятости, а также формирования предложений по трудовой миграции переданы регионам, территориальные органы ФМС не должны оставаться сторонними наблюдателями.
Возможные изменения экономической ситуации, в том числе уровень занятости населения, надо прогнозировать на самом раннем этапе. Это актуально не только применительно к сегодняшнему дню, но и к среднесрочной перспективе, когда кризис сменится подъемом экономики, а следовательно, потребуются дополнительные трудовые ресурсы.
И что не менее важно — оценивать сложившееся положение дел и вырабатывать действия службы не на основе усредненных общероссийских показателей, а применительно к каждому региону, учитывая его экономические и социальные особенности. К.О. Ромодановский отметил важное значение в нынешней ситуации иммиграционного контроля. Причем сказал, что осуществление такой работы в современных условиях "цифровой революции" невозможно без развития информационных технологий. Ведется работа по созданию государственной информационной системы миграционного учета. В результате появится динамичная и масштабная национальная система сбора и обработки данных о зарубежных мигрантах.
Напрямую с миграционным контролем связан и вопрос о преступности, ведь кризис увеличил число нелегалов, а следовательно, и вырос потенциал преступлений, которые могут совершать мигранты. Задача ФМС заключается в том, чтобы пребывание иностранных граждан в стране было абсолютно контролируемым. В том числе следует жестко контролировать и недобросовестных работодателей, для которых кризис стал поводом сократить издержки не только за счет использования нелегалов, но и за счет невыплаты трудовым мигрантам заработной платы.
В зоне повышенного внимания остается реализация Госпрограммы добровольного переселения соотечественников. Механизм переселения, поначалу несколько инерционный, набирает обороты, о чем свидетельствует статистика. Начиная с лета прошлого года ежемесячно в Россию переезжают около тысячи человек.
Подводя итоги, К.О. Ромодановский отметил, что деятельность ФМС становится прежде всего социально ориентированной. Выступающий затем заместитель председателя правительства Александр Дмитриевич Жуков обратил внимание как присутствующих на коллегии, так и следивших за ее ходом по видеоканалам на некоторые болевые точки, связанные с кризисом.
Правительство, сказал он, приняло ряд решений по преодолению кризисных явлений на рынке труда. Для сохранения баланса интересов в пользу граждан нашей страны было решено в два раза сократить квоты на привлечение иностранной рабочей силы в этом году. Но сокращение квот в регионах, как показывает практика, иногда идет формально, без глубокого изучения потребностей региональных рынков труда. Впрочем, как и формирование запроса от работодателей. Безусловно, нельзя принимать иностранных работников на те рабочие места, с которых увольняют российских граждан.
С другой стороны, нельзя создавать искусственные препоны для использования иностранных работников там, где они необходимы. Без привлечения иностранной рабочей силы не обойдутся сколько-нибудь значимые проекты — "Сочи-2014", "Сахалин-2", "АТЭС" во Владивостоке, строительство транссибирских нефтепроводов. Список можно продолжать.
Необходимо искать новые решения по созданию системы управления миграцией. Ведь миграционная политика многофункциональна и не может исчерпываться миграционным учетом и административным контролем. Важно перейти к работе по моделированию этого рынка, опираясь на анализ потребностей российской экономики.
Размер квот на привлечение трудовых мигрантов в перспективе необходимо решать иначе. Заявки работодателей не могут служить единственным основанием для определения потребностей региона в иностранной рабочей силе. Реальная потребность может быть установлена на основе комплексного мониторинга занятости, который включал бы в себя перспективный анализ свободных вакансий.
Управление трудовой миграцией должно быть вписано в общий процесс управления экономикой. Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране уже подготовила регионы к тому, чтобы быстро перестроить управление человеческими ресурсами. Действующее законодательство не препятствует тому, чтобы сейчас создавать межрегиональные центры по управлению трудовыми ресурсами, привлекая к этой работе наших социальных партнеров — профсоюзы и работодателей. Есть ряд предложений, которые уже находятся в высокой степени проработки и сбалансированности и могут быть приняты в ближайшее время. Это порядок получения разрешения на работу физическим лицом — для найма тех, кого мы называем прислугой; превентивный порядок медицинского освидетельствования трудовых мигрантов.
В заключение А.Д. Жуков напомнил слова Президента РФ о том, что в ситуации, когда кризисные явления нарастают, от всех требуется умение работать в новых условиях повышенного уровня ответственности, собранности, исполнительской дисциплины. К этому следует добавить инициативу — старые решения сейчас не помогут.
Затем в режиме видеоконференции состоялся диалог А.Д. Жукова и К.О. Ромодановского с руководителями субъектов Российской Федерации и начальниками территориальных органов ФМС России. С ценными предложениями выступили приглашенные на коллегию гости.
Почти все представители региональных властей и начальники УФМС заявляли, что они существенно сократили квоты на трудовых мигрантов и количество пребывающих у них иностранцев уменьшилось.
В этой связи убедительно прозвучали слова представителя Минздравсоцразвития, предложившего координировать усилия между службами занятости и миграционными службами.
Принимавший участие в работе коллегии генерал-полковник милиции, заместитель министра внутренних дел Николай Александрович Овчинников сказал, что преступления мигрантов чаще всего совершаются в больших городах. Он призвал усилить взаимодействие милиции и миграционной службы, а также сообщил о том, что милиция, и в первую очередь участковые, будет плотнее заниматься проблемой нелегалов.
Однако председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин предостерег очень горячие головы. Он считает, что язык разговора с мигрантами должен стать более мягким и всегда понятным.
Очень деловым было выступление губернатора Калининградской области Георгия Валентиновича Бооса.
Говоря о решении Госпрограммы по переселению соотечественников, где Калининградская область лидирует, Г.В. Боос предложил решить несколько проблем. Первая — порою у соотечественников регистрация и место жительства разнятся, а это не дает возможности устроиться на работу и учебу. Второе — вместо пособия на жилье выдавать ипотечный сертификат. Заканчивая разговор на коллегии, К.О. Ромодановский отметил, что обсуждены наиболее острые программы, характерные для нынешнего сложного периода жизни. Решать их сотрудники миграционной службы будут инициативно, с удвоенной энергией и по-новому.